Облачение новокрещеного

     Сразу же после троекратного погружения в воду новокрещеный облачается в белую одежду – белую новую рубашечку для младенцев и белую сорочку для взрослого новокрещеного. Это означает, что крестившийся облекся во Христа или в нового человека, созданного по Богу в правде, сделался чистым от всякого греха.

      Отцы Церкви в своих писаниях и богослужебных текстах именуют эту одежду блистающей ризой, ризою царской, одеждой нетления.

      Облачая крещаемого во одеяние, священник произносит: «Облачается раб Божий (раба Божия, имярек) в ризу правды во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, аминь». И поется тропарь: «Ризу мне подаждъ светлу, одеяйся светом, яко ризою, многомилостиве Христе Боже наги».

      Это один из древнейших обрядов чинопоследования Таинства Крещения, которому отводится важное место в древних толкованиях. Истинное значение каждого священнодействия определяется его местом в чине последования богослужения, то есть каждый обряд раскрывает свой глубокий таинственный смысл лишь в связи с тем, что ему предшествует, и тем, что за ним следует. Так, с одной стороны, обряд облачения в белую одежду завершает чинопоследование Крещения и противостоит обряду разоблачения оглашенного перед началом Крещения. С другой стороны, этим обрядом начинается чинопоследование Таинства Миропомазания, сообщение новокрещеному дара Духа Святого. Это двойное значение белой одежды раскрывает истинный смысл обновления и вступления в новую жизнь.

      Разоблачение оглашенного перед Крещением знаменует его отречение от ветхого человека, жизни греховной и извращенной. Ведь именно грех открыл Адаму и Еве их –наготу и заставил прикрыть ее одеждой. Они не стыдились своей наготы до греха, потому что были облачены в Божественную славу и свет, в красоту невыразимую, которая и составляет истинную природу человека. Они утратили это Божественное одеяние и узнали они, что наги (Быт. 3, 7).

      Не во грехе, а в раю явлена истинная природа человека: и в Таинстве Крещения он вновь обретает свое изначальное одеяние Славы.

      Вместе с белой одеждой на новокрещеного возлагается нательный крест во исполнение слов Христа: кто хочет идти за Мною, отвергнисъ себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною (Мк. 8, 34). Этот обряд совершается согласно древней традиции Русской Православной Церкви.

      Согласно благочестивым обычаям, крещальные одежды хранятся бережно родителями и самими крещаемыми.

      Крестильная одежда - символ радости, чистоты, напоминание о крещальных обетах. Хранить одежду надо всю жизнь, не как талисман или оберегающий амулет, а как знак и символ святости, импульс к которой дало Крещение.

      Крестильные комплекты могут включать разные элементы. Обязательным элементом крестильного комплекта для мальчиков и девочек является крестильная рубашка. По сути, нательный крест является главным символом христианства, а чистая белая рубашка – знаком преображения человека во Христе. Как правило, ее изготавливают из натуральных тканей светлых пастельных тонов. Традиционный белый цвет может меняться. Чаще всего рубашка из крестильного комплекта имеет пуговички, которые застегивают рубашку сверху донизу.

      Часто крестильные комплекты содержат головные уборы: косынку или чепчик, пинетки, а также полотенце или пеленку, которые позволяют вытереть малыша после омовения святой водой. Во время Крещения восприемник держит на руках младенца, завернутого в пеленку, если в церкви прохладно, можно завернуть его в одеяльце. После омовения младенца святой водой, его облачают в белую рубашку из крестильного комплекта.

      Крестильные комплекты для девочки и мальчика изготавливаются из одной ткани в едином декоре, их часто украшают вышивкой и кружевом.

      Вещи из крестильного комплекта нельзя использовать в дальнейшем. Традиция диктует хранить их всю жизнь.

Назад к содержанию